Как биткойн может спасти журналистику и искусство

Подъем биткойна возродил надежду на осуществление простых микроплатежей за онлайн-контент. «Использование микроплатежей в биткойнах для уплаты мелких сумм, чтобы прочитать статьи на сайтах, позволяет дать разумную компенсацию авторам вне зависимости от рекламной модели», — пишет Сенди Ресслер в Bitcoin Magazine.

Это может привести к новой эре творчества, как модель экономики, запущеная 400 лет назад Статутом Королевы Анны, давшая людям, которые писали книги, пьесы или песни право на отчисления с продажи копий их произведений. Удобная система микроплатежей позволит сегодняшним авторам контента, от крупных медиа-компаний до подвальных блогеров, продавать цифровые копии своих статей, песен, игр и произведений искусства поштучно. В дополнение к заработку, она сможет поощрять людей создавать контент, который действительно ценится пользователями, а не просто навязывается рекламодателями.

Это как раз то, за что я выступал в статье 2009 года для Times о способах спасения журналистики. Тогда я писал:

На мой взгляд, ключ к доходам в онлайне в создании некоего подобия системы микроплатежей, такой же простой, как iTunes. Нам нужно нечто вроде цифровых монет или системы цифрового кошелька типа E-Z Pass с очень простым интерфейсом, который позволит быстрые покупки газеты, журнала, статьи, блога или видео за 2, 5 или 10 центов или другую сумму, определенную автором.

Тогда это казалось невозможным. Но сейчас биткойн породил такие сервисы как ChangeTip, BitWall, BitPay и Coinbase которые позволяют совершать простые небольшие платежи с минимальными трениями и транзакционными издержками. В отличие от неуклюжей PayPal, с биткойном импульсивные покупки могут быть совершены без промедлений и не оставлять каких-то следов в сети.

При написании своей книги я обнаружил, что большинство пионеров интернета верили в микроплатежи. В середине 1960-х Тед Нельсон придумал термин гипертекст и уже тогда предвидел сеть с двусторонней связью, которая будет требовать одобрения со стороны лица, со страницей которого устанавливается связь.

Если бы система Нельсона преобладала, это позволило бы мелкие платежи в пользу создателей контента. Весь бизнес журналистики и блогов был бы другим. Вместо этого Веб стал местом, где агрегаторы делают больше денег, чем производители контента.

Тим Бернерс-Ли, английский компьютерный инженер, который создал протоколы интернета в начале 1990-х, также учитывал те или иные формы управления правами и платежами. Но он понял, что это потребовало бы центральной координации, что в свою очередь сделало бы трудным быстрое распространение Интернета. Таким образом, он отверг эти идеи.

В 1994 году, я был редактором нового СМИ для Time Inc. Первоначально нам платили диал-ап сервисы, типа AOL и CompuServe, за производство контента, маркетинга их услуг, и модерирование форумов, которые создавали сообщества пользователей.

Когда открытый интернет стал альтернативой этих проприетарных онлайн-услуг, это, казалось, дало возможность взять под контроль собственную судьбу и подписчиков. Изначально мы планировали брать небольшую плату или подписку, но рекламные агентства были так очарованы новой средой, что они стекались, чтобы купить баннерную рекламу, которую мы разработали для наших сайтов. Таким образом, мы решили сделать наш контент бесплатным и создать аудиторию для рекламодателей.

Оказалось, это не совсем устойчивая бизнес-модель. Это превратилось в попытки получения как можно большего количества рекламы и кликов, вместо создания качественного контента, за который пользователи готовы были бы платить. Потребители привыкли к тому, что контент должен быть бесплатным. Потребовалось два десятилетия, чтобы загнать этого джина обратно в бутылку.

В конце 1990-х Бернерс-Ли пытался создать новые веб-протоколы, которые могут интегрировать в страницу информацию, необходимую для обработки небольших платежей, используя сервис электронного кошелька, созданного банками или предпринимателями. Этого так и не было реализовано, отчасти из-за сложностей с банковским законодательством. Он возродил свои попытки в 2013 году:

Мы снова смотрим в сторону протоколов микроплатежей. Возможность платить за хорошую статью или песню могла бы поддержать больше людей, которые пишут или делают музыку.

Такие протоколы микроплатежей еще не были написаны. Но биткойн может стать тем самым решением. Одним из самых больших сторонников использования биткойна для микроплатежей является венчурный инвестор Марк Андриссен, который будучи студентом в университете штата Иллинойс в 1993 году создал первый популярный веб-браузер Mosaic.

Первоначально Андриссен надеялся внедрить цифровую валюту прямо в свой браузер:

Когда мы начинали, первое, что мы пытались сделать – дать возможность получать микроплатежи тем людям, которые создавали контент. Но у нас не было ресурсов, чтобы это осуществить. Кредитные карты и банковская система сделали это невозможным. Иметь дело с этими ребятами было очень неприятно.

Теперь Андриссен стал крупным инвестором, вкладывающим средства в компании, которые создают транзакционные биткойн-системы. Он твердо верит в будущее таких решений:

Если бы у меня была машина времени, и я мог вернуться в 1993 год, я бы точно занялся созданием биткойна или другой подобной формы криптовалюты.

 

Источник: Time
Автор: Уолтер Айзексон, бывший главный редактор Time, автор книги The Innovators: How a Group of Hackers, Geniuses, and Geeks Created the Digital Revolution (Новаторы: Как группа хакеров, гениев и гиков создали цифровую революцию).

Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии закрыты